Главная » 2016 » Апрель » 20 » Урок химии. Гричанюк Н.М.
12:09
Урок химии. Гричанюк Н.М.

«Ионная химическая связь»

урок химии 8 класс

 

Тема

Ионная химическая связь

Цель

 

Формирование понятий об ионной химической связи; об ионах, как заряженных частицах, между которыми возникает связь.

Основное содержание темы, термины и  понятия

Содержание темы предполагает изучение химической связи, ионной связи, механизма образования ионных соединений. Химическая связь, ион, ионная связь.

Планируемые результаты

 

Личностные

 

- проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме;

- принятие социальной роли обучающегося;

- развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях;

- проявление творческого отношения к процессу обучения.

 

Метапредметные

Познавательные:

- умение определять понятия, устанавливать аналогии, рассуждать и делать выводы;

- умение вести наблюдение;

- умение прогнозировать ситуацию.

Регулятивные:

- умение планировать и регулировать свою деятельность;

- умение соотносить учебные действия с известными правилами;

- владение основами самоконтроля и самооценки.

Коммуникативные:

- отстаивать свою точку зрения в диалоге и в выступлении, выдвигать гипотезу, доказательства;

- умение согласовывать позиции и находить общее решение;

- использовать информационные ресурсы для поиска информации по теме.

Предметные

- знать определение понятий: химическая связь, ион, ионная связь;

- умение определять тип химической связи (ионная) в соединении;

- умение объяснять механизм образования ионной связи.

Организация образовательного пространства

Межпредметные связи

Ресурсы

Формы работы

Физика. 7 класс. Тема «Электростатическое притяжение».

 

Персональный компьютер для каждого ученика или пары обучающихся, выход в ресурсы сети Интернет на сайт «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» http://school–collection.edu.ru., мультимедийный проектор (интерактивная доска), химические реактивы и химическая посуда для выполнения демонстрационного опыта.

фронтальная  -

индивидуальная –

в паре  -

 

 

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

I этап. Самоопределение к деятельности (целеполагание)

Цели деятельности

Ситуативное задание

Планируемый результат

 

 -актуализировать имеющиеся знания, связанные с понятиями «атом», «электрон», «электронные слои», «электронные формулы»,;

- мотивировать обучающихся к изучению темы.

 

 

Фронтальный опрос.

1.. Что общего у всех электронов?

( а) Все они имеют отрицательный заряд. б) непрерывно движутся около ядра с колоссальной скоростью).

2. Чем они отличаются? ( Обладают разным запасом энергии)

На доске.

3. Написать электронные формулы

 Один ученик (лития) и бериллия, второй ученик – кислорода и фтора.

4. Охарактеризовать наружные электронные слои двух металлов и двух неметаллов натрия и кальция, брома и кислорода или мышьяка и селена

5. Чем же отличаются наружные электронные слои металлов и неметаллов?

6. С какими простыми веществами могут взаимодействовать металлы?   (Металлы взаимодействуют с неметаллами).

Подтвердим это экспериментально и подумаем, что будет происходить с наружным электронным слоем у металлов и неметаллов.

 Опыт. Взаимодействие натрия и хлора проводит учитель.

На доске ученица записывает электронные формулы этих элементов.

Делается вывод учащимися о результатах эксперимента.

Один из учащихся записывает уравнение реакции на доске.

Ответ: Натрий и хлор удерживаются силами электростатического притяжения (связь с физикой).

 

Самостоятельная работа

 

Задание 1. Определите количество электронов на внешнем уровне в атомах.

 В             вариант 1. Cl – 7;       K – 1.   

 

Вар          вариант 2. Ca – 2;    S – 6.

 

Задание 2. Электронные формулы элементов. Интерактив.

 

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/bb14a038-aae7-11db-abbd-0800200c9a66/ch08_08_11.swf

 

Задание 3.Достижение атомами завершенного энергетического уровня. Интерактив.

 

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/bb14c732-aae7-11db-abbd-0800200c9a66/ch08_09_02.swf

 

Личностный:

- проявление интереса к поставленной проблеме

Предметный:

- умение характеризовать электронные слои; составлять электронные формулы;

Коммуникативный:

-умение работать с информацией на опережение.

 

II этап. Учебно-познавательная деятельность (изучение нового содержания)

 

Цели деятельности

 

Учебные задания

и методы работы с информацией

Планируемый результат

 

научить школьников:

формулировать понятия: катион, анион, ионная связь,

составлять: схемы образования и электронные формулы ионных соединений, уравнения реакций с обозначением перехода электронов;

 объяснять: механизм образования ионной химической связи.

Учитель делает вступление к теме:

Химическая связь возникает вследствие изменений, которые происходят с наружными электронными оболочками соединяющихся атомов. Это возможно потому, что наружные электронные слои не завершены у элементов, кроме инертных газов. Записывает на доске ученик электронные формулы инертных газов.

Сегодня мы рассмотрим один из видов связей – ионную связь.

 

Проблема: Что происходит между атомами при отдаче и принятии электронов? Как составлять формульные единицы ионных соединений?  Как атомы могут принимать устойчивые электронные конфигурации?

Каковы пути образования связей?

 

 

Задание 4. Рассмотри модель механизма образования ионной связи.

   http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/bb14c735-aae7-11db-abbd-0800200c9a66/ch08_09_05.swf

 

Задание 5. Самостоятельная формулировка определений, с записью в тетрадях, «катион», «анион», «ионная связь»

 

Форма работы -

 

Познавательный:

Регулятивный - умение выполнять учебное задание в соответствии с целью.

Коммуникативный - умение работать с полученной информацией. Предметный - умение давать определение основным понятиям темы, составлять  схемы образования и электронные формулы ионных соединений, уравнения реакций с обозначением перехода электронов.

 

Диагностика качества освоения темы

Цель – установить степень усвоения темы «Ионная химическая связь».

 

Форма работы -         и    

 

Задание 6.  Практическая самостоятельная работа по описанию физических свойств соединения с ионной связью.

 

Задание 7. Самостоятельная работа по составлению схем.

Планируемый результат Регулятивный - умение выполнять задание в соответствии с целью.

Предметный:

- умение описывать свойства соединений с ионной связью.

Цели деятельности

- научить школьников: планировать свои действия в соответствии с учебным заданием, представлять результат свой деятельности.

 

Варианты заданий самостоятельной работы:

на примере BaCl2

  1. Электронно-графическая формула элементов

+56Ba ·) ) ) ) ) )  1s22s22p63s23p64s23d104p65s24d105p66s2 

                     2  8  18 18   8   2

   +17Cl ·) ) ) самостоятельно

             ?   ?   ?

 

 2. Схемы образования ионов

+56Ba ·) ) ) ) ) )  - ? е → [+56Ba ·) ) ) ) ) ] ?

                    2  8  18 18   8   2                                                      2  8   18  18  8

  +17Cl ·) ) ) + ?e → [+17Cl ·) ) )]?

                      ?   ?   ?                                                     ?  ?   ?        

   

3. Схема образования ионной связи

             Cl                               Cl?

Ba   +                     →       Ba?          или  Ba?Cl?2

             Cl                                Cl?

Не забудьте показать электроны точками, а передачу электронов стрелками

 

Планируемый результат Личностный:

- творческое отношение к процессу выбора и выполнения заданий.

Познавательный:

- умение использовать методы наблюдения  для выполнения задания

Регулятивный:

- умение выполнять учебное действие в соответствии с планом.

Коммуникативный:

- умение адекватно использовать речевые и символьные средства для представления результата.

 

IV этап. Рефлексивная деятельность

 

Цели деятельности

 

Самоанализ и самооценка

ученика

Результат деятельности

научить школьников:

- соотносить полученный результат с поставленной целью;

- оценивать результат своей деятельности;

- оценивать результат учебной деятельности.

 

Самоанализ

I. Задание на самоанализ.

Составьте синквейн на тему «Ионная химическая связь».

Самооценка

II. Задание на самооценку. Закончите предложения:

 

Я доволен(льна) тем, что сегодня самостоятельно смог(ла) ………………..

Я не доволен(льна) тем, что сегодня …………………

*Заполняется учителем после освоения темы учащимися.

       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотров: 185 | Добавил: Данил777 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
fipi ban