МОЛОДОЙ ПЕДАГОГ И НАСТАВНИК
Работу наставника с молодым педагогом Баталовой Анастасией Петровной в МОУ "Половинская вечерняя (сменная) школа" осуществляет учитель математики и физики Бухтоярова Вера Михайловна.
С 2016 года Вера Михайловна является наставником молодого педагога Баталовой Анастасии Петровны, учителя обществознания и истории.
Анастасия Петровна вошла в коллектив в сентябре 2016 года. С легкостью влилась в нашу маленькую педагогическую семью Половинской вечерней школы. Сразу зарекомендовала себя работоспособным, добросовестным, тактичным, творческим работником.
Специфика работы нашей школы не достаточна проста и отличается от работы в дневной школе. Необходимо наладить контакт с учащимися разновозрастного класса, что у Анастасии Петровны неплохо получилось.
Со своей стороны, как наставника, я оказала помощь молодому педагогу в методике преподавания, разработке уроков и тематического планирования, особенностями работы нашей школы, ведения классного журнала.
Главную задачу, как наставника, определила для себя следующим образом – помочь начинающему педагогу, стать настоящим учителем, передать накопленный опыт, осознать всю важность и ответственность своей миссии.
Задача моя, как наставника – быть рядом, вовремя прийти на помощь, поддержать. И тогда полученное педагогическое образование обязательно воплотится в профессиональное умение, а программные знания помогут вместе с воспитанниками осваивать азы школьной науки.
- вопросы дисциплины и порядка на уроке;
- методические аспекты урока;
- оформление школьной документации;
- организация взаимодействия с родителями школьников;
- осуществление классного руководства.
Анастасия Петровна в деятельности учителя имеет достаточные знания, но недостаточные умения, так как у нее ещё не сформированы профессионально значимые качества.
Этапы работы с молодым специалистом
I. Знакомство.
В начале нашего сотрудничества была проведена диагностика с использованием методики оценки профессиональной направленности личности учителя обществознания и истории.
Результат: молодой педагог коммуникабелен, профессионально грамотен, активен, самоорганизован, инициативен, доброжелателен, владеет современными средствами ИКТ. Но, вместе с тем, имеет пробелы в разработке учебно-методической и программной документации по ФГОС, в методике преподавания.
II. Поддержка.
Особое внимание молодого специалиста:
- на требования к организации учебного процесса;
- на требования к ведению школьной документации;
- на формы и методы организации внеурочной деятельности, досуга учащихся;
- на механизм использования дидактического, наглядного и других материалов;
- на использование ИКТ (инструктирование по правилам пользования, технике безопасности, возможности использования в практической деятельности).
Ежедневные беседы-консультации, школьные семинары-практикумы: «Организация урока в рамках реализации ФГОС», «Организационный аспект урока», «Воспитательный аспект урока», «Профессиональный стандарт педагога: проблемы и перспективы», «Повышение качества образования в школе посредством оценки результатов деятельности участников образовательного процесса».
III. Планирование.
Совместно с молодым педагогом, Анастасией Петровной были определены пути формирования профессиональных компетенций:
- разработка программы собственного профессионального роста;
- выбор приоритетной методической темы для самообразования;
- освоения инновационных тенденций в отечественной педагогике и образовании;
- подготовка к первичному повышению квалификации.
Тема самообразования: «Использование современных интерактивных методов обучения на уроках обществознания и истории в соответствии с требованиями ФГОС». Совместно с Анастасией Петровной разработали несколько проектов уроков по применению интерактивных методов для формирования учебной деятельности учащихся.
IV. Стажировка.
Этот этап в отношениях «наставник – молодой педагог» самый сложный и продолжительный.
- осуществляется методическая работа по формированию профессиональных компетенций молодого специалиста;
- вырабатывается индивидуальный стиль его деятельности, осуществляется корректировка профессиональных умений молодого учителя.
Посещение уроков.
Целесообразным начинать знакомства начинающего учителя с опытом работы молодых учителей, а потом - с опытом мастеров.
При посещении занятий совместно с молодым учителем, беседуя с ним об увиденном, необходимо учить его:
- ставить задачи;
- анализировать деятельность учителя и учащихся;
- планировать свою деятельность.
При анализе урока необходимо говорить и об ошибочных, неправильных действиях, пробуждая у начинающего учителя критическое отношение к себе.
Примеры совместных практических заданий:
- календарно-тематического планирование 9 класса с учетом особенности класса и учебной программы;
- тестовые заданий для текущего и итогового контроля по теме «Киевская Русь» для 10 класса;